Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Почему многие будущие педагоги не решаются использовать ИИ при обучении школьников

Результаты исследования МГПУ: как студенты используют ИИ, с чем это связано и что рекомендуют эксперты

≈ 6 минут чтения

Больше 40 % студентов — будущих преподавателей — регулярно прибегают к помощи искусственного интеллекта в своей учебе. Однако около 35 % никогда не используют его в практике обучения школьников. К таким выводам пришли ученые Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ Ирина Яковлева и Юлия Афанасьева в ходе эмпирического исследования.

О том, что мешает многим будущим педагогам использовать ИИ в профессиональной деятельности, рассказали сами эксперты. Подробнее — читайте в статье.

Что известно о преимуществах использования ИИ педагогами

Ключевым дидактическим преимуществом ИИ является глубокая персонализация образовательного процесса. Искусственный интеллект позволяет анализировать индивидуальные особенности усвоения материала каждым учеником и уже на основе этих данных подбирать оптимальный уровень сложности заданий, темп изучения, форматы подачи информации.

Еще одно преимущество — автоматизация педагогических процессов, к примеру, проверка письменных работ. ИИ умеет выявлять не только грамматические и стилистические ошибки, но и анализировать логику изложения, последовательность аргументации. С помощью ИИ можно создавать презентации и обучающие фильмы. Так, у педагогов высвобождается время на другие задачи: индивидуальные консультации, поддержку учебной мотивации, разработку творческих заданий.

Кроме того ИИ дает возможности для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями. К примеру, те же виртуальные помощники помогают при работе с учениками, которые вынуждены находиться дома.

Как часто студенты используют ИИ

Выяснилось, что 41,2 % студентов регулярно используют ИИ в своей учебе, 9,7 % — никогда, а 0,9 % — не знают, что это такое. Остальные — обращаются к нему редко (30,6 %) или иногда (17,6 %).

И это несмотря на то, что доступ к ChatGPT ограничен, а GigaChat от Сбера, ЯндексGPT и другие российские аналоги появились совсем недавно — в 2023 и 2024 годах.

Вывод: российские студенты демонстрируют сравнительно высокую готовность внедрять новые технологии в обучение.

«Учитывая, что Россия не является лидером в разработке образовательных ИИ-решений, в отличие, скажем, от США или Китая, уровень их фактического использования студентами выглядит вполне сопоставимым с мировыми трендами. Например, аналогичное исследование в Германии 2023 года показывает, что 45-50 % студентов вузов регулярно обращаются к ИИ для учебных целей».

Для чего студенты используют ИИ

Как показывает исследование, чаще всего студенты используют ИИ, чтобы разобраться в сложной теме, проанализировать литературу, упростить сложный текст. Также они прибегают к нему при работе над курсовыми и другими письменными работами. Реже будущие педагоги используют искусственный интеллект при подготовке презентаций и переводе текста в аудио.

Вывод: существует разрыв между осведомленностью студентов о возможностях искусственного интеллекта и их реальным применением. К примеру, несмотря на то, что 45,2 % респондентов знают о сервисах для преобразования текста в аудио, только 18,1 % пользуются ими.

Этот парадокс — низкую востребованность при очевидной пользе — авторы исследования объясняют тем, что многие студенты:

  • не осознают практическую ценность таких сервисов. К примеру, некоторые не знают, что их можно использовать для создания аудиоконспектов или озвучивания текстов на иностранном языке;
  • не умеют ими пользоваться. Или не имеют возможности приобрести платную подписку;
  • привыкли к традиционным методам работы с учебными материалами, а потому не пользуются возможностями ИИ.

Аналогичная ситуация с ИИ-инструментами для создания презентаций: 43,5 % студентов знают о них, но только 24,2 % их используют. Основная причина: такими сервисами пользоваться сложнее, чем PowerPoint и другими привычными программами. Но есть и другой аспект: в интернете нет или почти нет примеров и руководств по тому, как использовать подобные сервисы в учебе.

📎 О том, для чего школьники используют ИИ и как они его применяют при подготовке домашних заданий, читайте в статье «”Я против бездумного использования GPT”: как подростки применяют нейросети».

Как будущие педагоги используют ИИ в работе с детьми

Опрос показал, что 34,7 % используют искусственный интеллект при обучении детей регулярно, а 34,8 % — никогда.

Также выяснилось, что большинство студентов создают с помощью ИИ викторины, квесты и другие интерактивные задания. На втором месте — генерация сценариев ролевых игр, а на третьем — создание персонализированных заданий.

Наиболее популярные учебные цели: создание интерактивных заданий — 45,6 %. Популярность можно объяснить простотой интеграции в учебный процесс, наглядностью и игровым форматом, что повышает мотивацию учащихся. Сервисы со средним уровнем использования (25–40 %):

  • 35,6 % — генерация сценариев ролевых игр;
  • 28,3–29,0 % — персонализированные задания (адаптация под уровень ученика);
  • 27,1 % — визуализация уроков;
  • 25,1 % — создание сказок и историй;
  • 29,8 % —включение аудиосказок и подкастов голосовыми помощниками Алиса, Salut и др.;
  • 26,6 % — включение таймеров и напоминаний голосовыми помощниками Алиса, Salut и др.

Вывод: наибольшей популярностью пользуются практико-ориентированные сервисы, дающие мгновенный практический результат — создание интерактивных заданий и викторин. И это, по словам ученых, соответствует современным тенденциям игрофикации образования.

Что мешает использованию ИИ в образовательном процессе

47,2 % будущих педагогов не используют или почти не используют ИИ в образовательном процессе из-за ограниченного доступа к иностранным ИИ-сервисам и невозможности приобрести платную подписку. Также 46,2 % отмечают, что ИИ часто дает неточные результаты, а 41,5 % — говорят о том, что не используют его как раз из-за необходимости проверки результатов.

Вместе с тем:

  • 38,2 % — сталкиваются с нехваткой информации об ИИ-сервисах;
  • 25,9 % — говорят об отсутствии опыта работы с такими сервисами;
  • 24,1 % — не имеют достаточной теоретической подготовки;
  • 24,1 % — отмечают, что формулировать промпты (запросы) достаточно сложно.

Существенные барьеры, препятствующие активному внедрению ИИ

  • Технические ограничения: 47,2 % респондентов указали на отсутствие доступа к технологиям, включая платные подписки и необходимость использования VPN.
  • Недоверие к результатам ИИ: 46,2 % опрошенных отметили неточность получаемых данных, что снижает доверие к технологиям.
  • Необходимость дополнительной проверки: 41,5 % студентов подчеркнули, что результаты ИИ требуют ручной верификации, что увеличивает нагрузку.
  • Дефицит знаний и опыта: 38,2 % респондентов столкнулись с нехваткой информации о возможностях ИИ, а 24,1 % — с недостаточной теоретической подготовкой.

При этом 26,9 % студентов говорят о недоверии к результатам ИИ, а 22,6 % — сомневаются в эффективности его применения. Еще 20,8 % отмечают сложность адаптации ИИ под конкретного ребенка — и этот аргумент особенно важен в условиях инклюзивного образования, где индивидуальный подход играет ключевую роль.

Вывод: первое — важно обучать будущих педагогов пользоваться ИИ-сервисами. Второе — необходимо продемонстрировать доказательства пользы и эффективности ИИ в образовательной среде.

Рекомендации авторов исследования

Рекомендуется ввести факультативный курс «Искусственный интеллект в образовательной практике», направленный на формирование у студентов практических навыков использования ИИ в учебном процессе и при работе с детьми, включая детей с ОВЗ. В рамках курса предлагается рассмотреть следующие модули:

  • базовые принципы работы ИИ и его дидактические возможности;
  • ИИ-инструменты для создания учебных текстов, визуализаций и интерактивных заданий;
  • адаптация ИИ-технологий под особенности детей;
  • основы промт-инжиниринга;
  • этические и правовые аспекты.

При этом практическая часть может включать проектирование и апробацию кейсов использования ИИ на занятиях.

📎 В обзоре брошюры «В соавторстве с нейросетью: творческие задания по русскому языку» рассказываем, как использовать ИИ при изучении русского языка, чтобы цифровой инструмент способствовал развитию информационной культуры и креативности школьников.

Также рекомендуется разработать методические пособия, проводить тренинги и обеспечить студентов доступом к современным ИИ-сервисам. Такой подход может помочь устранить барьеры, повысить цифровую компетентность будущих педагогов и интегрировать ИИ в образовательную среду.

Коротко о главном

  • С одной стороны, студенты проявляют высокий интерес к использованию искусственного интеллекта в учебе, а с другой, — меньше половины включают его в педагогическую практику.
  • Основные барьеры использования искусственного интеллекта в обучении: нехватка опыта и методических материалов, ограниченный доступ к иностранным ИИ-сервисам.
  • Результаты исследования говорят о важности формирования у студентов практических навыков использования ИИ в учебном процессе и при работе с детьми, включая детей с ОВЗ. Рекомендуется ввести факультативный курс «Искусственный интеллект в образовательной практике».

Обложка: Freepik.com

Автор

Ирина Яковлева
Начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, доктор педагогических наук

Автор

Юлия Афанасьева
Доцент института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, кандидат педагогических наук