Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Микромир для ребенка: какой должна быть современная детская площадка

От скромных игровых площадок прошлого к мультифункциональным плейхабам будущего

Качели, горка, песочница, несколько турников, ворота для футбола и баскетбольное кольцо — так выглядела среднестатистическая площадка нашего детства. Довольно скромное и незатейливое наполнение общественного игрового пространства побуждало детей придумывать другие, зачастую травмоопасные развлечения или вовсе искать иные, не предназначенные для проведения детского досуга места в городе.

Теперь практически в каждом дворе можно найти современную детскую площадку, которая предусматривает разнообразие для разных видов активностей, физических нагрузок, сенсорно-тактильных ощущений и игровых сценариев. Проводя время на таких площадках, дети могут проявлять фантазию, учиться договариваться и работать в команде, экспериментировать и реализовывать свои замыслы.

Выбор площадки для прогулки с ребенком: чем руководствуются родители?

Источник: Якшина А. Н. «Образовательный потенциал детских площадок Москвы» // UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2018. С. 71-85.

Почему же так важно, чтобы зона для детской активности была действительно современной, многофункциональной, безопасной и, конечно, привлекательной? Дело в том, что некачественная детская площадка не только лишает ребенка игровых перспектив, но и ограничивает деятельность ребенка, а значит, и его развитие. Исследователи также отмечают, что разновозрастные сообщества детей сегодня практически исчезли, разрушается детская субкультура. Это вынуждает родителей искать замену несостоявшейся уличной развивающей деятельности: занятия в детских клубах и кружках, погоня за ранним развитием ребенка в ущерб социальному развитию и игре.

«Современная городская детская площадка — пространство для разновозрастного общения и взаимодействия детей и взрослых, которое учитывает их потребности и интересы, дает городским детям возможность преодолеть отчуждение от природы, получить необходимое им разнообразие ощущений и адекватный образовательный опыт».

Анна Якшина,
младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Конечно, вопрос грамотного проектирования детских площадок не получил бы такого резонанса без колоссальной работы психологов, исследователей, архитекторов и урбанистов: именно они обратили внимание проектировщиков и девелоперов на то, что игровое пространство должно отвечать возрастным физическим и психологическим потребностям детей и, конечно, сопровождающих их взрослых. Да, площадка должна быть полноценным общественным пространством и подходить не только детям всех возрастов, но и их родителям, бабушкам и дедушкам. Ведь чем комфортнее себя чувствуют взрослые, тем дольше гуляют их дети.

Важную роль в развитии детских площадок сыграл и назревший общественный запрос. Откликаясь на него, различные исследовательские организации, инициирующие социологические исследования (например, «Активный Гражданин», preobra.ru, «Волонтеры Подмосковья» и др.), проводят открытые обсуждения детских игровых пространств. Вот наиболее популярные вопросы, которые волнуют респондентов и исследователей:

  • какой должна быть инфраструктура детской площадки?
  • каковы критерии безопасности на детских игровых пространствах? Что такое контролируемый риск?
  • должна ли игровая площадка сочетаться с окружающим ландшафтом?
  • как сделать площадку интересной и функциональной для детей и взрослых?
  • как оценить развивающий потенциал детской площадки?

Принимая участие в подобных опросах, родители и их дети могут не только влиять на то, как будет выглядеть детская площадка, но и вдохновлять исследователей, архитекторов и застройщиков на поиски новых решений.

К примеру, исследование, которое провели ученые МГПУ несколько лет назад, было направлено на изучение и оценку образовательного потенциала общественных игровых пространств. По результатам исследования были выявлены следующие дефициты детских площадок.

Площадки не соответствуют возрасту и инте­ресам всех категорий посетителей. Многие из них рассчитаны исключительно на детей младшего возраста, в то время как сюда приходят и более старшие дети.

Площадки не ориентированы на разновозрастное общение и взаимодействие. Оборудование расположено на площад­ке таким образом, что дети различных возрастных групп практически не пересекаются. Это ограничивает самостоятельность, возможности межвозрастного общения, передачу игровой субкультуры.

Особенности оборудования. На всех изученных площадках оборудование и его расположение направлены на стимулирование исключи­тельно физической активности детей. При этом на большинстве площадок установле­но оборудование закрытого типа, не позволяющее ребенку самому выбрать уровень сложности и самостоятельно ставить двигательные задачи. Кроме того, такие площадки недоступны детям с ограничен­ными возможностями здоровья.

Отсутствие разнообразия образовательного опыта. Только на единичных дворовых площадках имелось оборудование для экспериментирования (со звуками, водой, сыпучими материалами и т. д.).

Сезонность площадок. Сравнение зимнего и весеннего наблюдений показало, что большинство площадок оборудованы исключительно для прогулок в хоро­шую сухую погоду (нет навесов от дождя и солнца, покрытие становится скользким в зимнее время, а летом сильно нагревается и пахнет резиной).

Отсутствуют условия для поддержки детской игры. Оборудование не трансформируется под собственный замысел ребенка, нет свободного места для организации детьми игрового простран­ства. Площадки однотипны и не вписаны в окружающий ландшафт.

Такой глубокий анализ показал, что большинство детских игровых пространств города имеет низкий образовательный потенциал. Данное заключение подвигло специалистов на разработку концепции усиления образовательного потенциала детских площадок, которая была представлена на общественное обсуждение в рамках мероприятий Московского международного салона образования, Ежегодного международного симпозиума «Образование и город», а также опубликована в сети для дальнейшей дискуссии.

«Двигательная сфера — это базис для развития более сложных психических функций и компонент овладения другими видами детской деятельности», — отмечают эксперты. А потому особенно важно, чтобы детские площадки вызывали интерес у детей, желание испытать пространство и самого себя в нем. Не зря старый анекдот гласит, что ребенок — это вечный двигатель, а еще «дрыгатель», «прыгатель», и «скакатель». Так давайте же подарим ребенку то пространство, в котором он сможет быть ребенком: шумным, активным, неугомонным и желающим изучать мир во всех его проявления.

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com