Стиль педагогического общения – ключ к созданию гармоничной атмосферы в классе
Благополучие и успешность школьников во многом зависят от стиля общения учителя. Исследователи рассказали, какие личностные характеристики стоят за стилем общения педагога и что делать педагогу, чтобы поддерживать мотивацию школьников
Коваль Е. Г., Довгер М. А., Лункина М. В., Янченко А. А.; под ред. Марковой В. К., Рычки Н. Е.
Каждый из нас помнит хотя бы одного учителя, на чьи уроки хотелось возвращаться снова и снова. И дело здесь не только в опыте педагога и его квалификации. Климат в классе и мотивация школьников во многом связаны со стилем общения учителя и педагогическими приемами, которые он использует.
В рамках программы «Развивающая среда»i эксперты Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследования и выяснили, какие личностные характеристики педагога стоят за стилем его общения. Их выводами делимся в этой статье.
Стили общения учителя: от чего зависят и на что могут повлиять
Чтобы дети могли успешно учиться и гармонично развиваться, важно удовлетворять их базовые психологические потребности:
- в автономии -> возможность самостоятельно принимать решения;
- компетентности -> уверенность в своих силах и способность справляться с поставленными задачами;
- связанности с другими -> ощущение принятия и поддержки со стороны коллектива.
То, как учитель взаимодействует с детьми, во многом определяет, насколько эти потребности будут удовлетворяться. Стиль общения педагога играет здесь одну из ключевых ролей.
Выделяется четыре основных стиля педагогического общения:
- поддерживающий автономию;
- структурирующий;
- контролирующий;
- хаотично-попустительский.
Первые два — конструктивные и способствуют автономной мотивации школьников, последние — демотивирующие, снижают интерес к учебе и могут создавать напряжение в классе.
«Мы выявили, что современные российские педагоги демонстрируют конструктивные стили общения», — делится результатами исследовательская команда программы «Развивающая среда».
Как связаны стиль общения и личностные характеристики педагога
Эксперты программы «Развивающая среда» предположили, что стиль общения учителя напрямую зависит от его личностных качеств. Они выделили следующие характеристики, которые, по их мнению, могут влиять на стиль педагогического общения:
- рефлексивность, толерантность к неопределенности, ответственность;
- самоэффективность, вера в возможность развития интеллекта, профессиональная мотивация;
- жизнестойкость.
Результаты исследований подтвердили эти предположения: все перечисленные личностные характеристики взаимосвязаны со стилями педагогического общения и, вероятно, определяют их.
Исследователи также заметили, что стили общения учителей меняются уже по итогам первого года участия в программе «Развивающая среда»: педагоги начинают в большей степени поддерживать автономию учеников и чаще используют вовлеченный стиль общения. Вот некоторые другие изменения, произошедшие с педагогами за год участия в программе:
- показатели системной рефлексии у педагогов повысились, а самокопания — снизились;
- стали менее выраженными непродуктивные формы мотивации — экстернальная и интроецированная негативная;
- повысилось социальное благополучие;
- выросла общая жизнестойкость, в том числе такие ее показатели, как вовлеченность, контроль и принятие риска.
Педагоги, прошедшие обучение в программе “Развивающая среда”, становятся устойчивее к трудностям, развивают рефлексивность, переосмысляют свои установки о возможностях интеллектуального развития — как собственного, так и детей. Они работают более инициативно и стремятся поддерживать автономию учеников, тем самым способствуя их мотивации, благополучию и развитию.
Больше чем исследование: практические советы для педагогов
В брошюре «В чем развиваться педагогу, чтобы его ученики чувствовали себя благополучными и успешными?» содержатся практические советы для учителей, которые стремятся развиваться в профессиональном и личностном планах.
Из нее вы узнаете:
- как учитель может поддерживать автономию школьников, развивать их компетентность и создавать атмосферу, способствующую их успешному обучению;
- как личностные характеристики педагога и его установки связаны со стилем педагогического общения;
- что способствует благополучию самих учителей;
- как участники программы оценивают изменения, произошедшие с ними.
[i] Программа реализуется c 2018 года Благотворительным фондом «Вклад в будущее» совместно с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Автор текста: Татьяна Сандакова