Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как организовать наставничество в школе

Анализ существующих форм наставничества и идеи по совершенствованию системы от исследователей МГПУ

Белолуцкая А. К., Головина А. В., Гурин Г. Г., Жабина Н. Г., Криштофик И. С., Щербакова Т. В., Деянов М. А.

В большинстве московских школ действует практика наставничества, что подтверждают данные исследования ученых МГПУ. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что лишь 24 % опытных педагогов участвуют в официальных программах наставничества.

В материале разберемся, почему так происходит, а также расскажем о платформе, которая поможет усовершенствовать систему наставничества, поддержать молодых педагогов и сплотить сообщество наставников.

Наставничество в московских школах: что говорят данные

Ученые Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, чтобы изучить особенности существующей в Москве системы наставничества.

В нем приняли участие 528 молодых преподавателей и 903 опытных педагога. Большинство опрошенных отметили, что в их образовательной организации есть практика наставничества, но она довольно фрагментарна: закрепление пар «наставник — наставляемый» есть в 59 % школ, в остальных же случаях молодые учителя получают помощь в формате спонтанных консультаций. Чаще всего они обращаются за помощью в вопросах, напрямую не связанных с методикой преподавания предмета. Их затрудняет:

«В столичной системе образования наставничество как институт окончательно не сложилось, и молодые педагоги получают обратную связь о своей работе или консультации по проблемным вопросам нерегулярно. <…> Возможно, подобное положение дел связано с тем, что подавляющее большинство опытных педагогов московских школ не проходили какого-либо обучения, связанного с наставнической деятельностью, и консультируют менее опытных коллег так, как считают правильным».

Эксперты выделяют ряд ограничений, которые «тормозят» развитие системы внутришкольного наставничества:

  • недостаток специфических компетенций у опытных педагогов;
  • нерегулярный характер общения с молодыми специалистами;
  • отсутствие оплаты работы наставников;
  • необходимость выделять личное время на наставническую деятельность.

Один из возможных вариантов решения проблемы — развитие внешних форм наставничества.

Платформа MENTOR.MGPU.RU как эффективный механизм поддержки молодых педагогов

Данные исследования говорят, что около половины респондентов не знают ни о каких практиках внешкольного наставничества. Тем не менее, подчеркивают ученые, запрос на организацию внешнего наставничества довольно высок — особенно среди молодых педагогов Москвы. Ответом на потребности учителей стала платформа MENTOR.MGPU.RU.

«Платформа MENTOR.MGPU.RU позволяет опытным профессиональным педагогам объединиться в сообщество наставников, а молодым педагогам получить консультацию по следующим направлениям: “Наставничество в решении профессиональных проблем” и “Карьерная консультация”. Основное назначение платформы — индивидуальное дистанционное консультирование по запросу педагога».

Исследователи проанализировали запросы учителей и сформулировали принципы, которые легли в основу платформы:

  1. Гибкость и доступность. Платформа позволяет молодым педагогам получать консультации вузовских наставников в дистанционном формате без привязки ко времени. Это особенно важно для вопросов, требующих срочного решения.
  2. Разнообразие направлений поддержки. Например, в блоке «Разобрать рабочую проблему» пользователю доступно более 10 направлений консультирования: от методики преподавания предмета до селф-менеджмента. А в блоке «Построение профессиональной карьеры» педагог может получить консультацию по трем карьерным трекам: административный рост, методическая карьера, построение личного бренда.
  3. Допустимая анонимность. Педагог может получить совет от внешнего эксперта, не опасаясь подорвать репутацию перед работодателем.
  4. Кейсы как часть базы знаний. Все решения и подходы для аналогичных проблем собираются в одном месте, чтобы другие пользователи могли быстро найти ответы на свои вопросы или вдохновиться опытом коллег.
  5. Взаимодействие наставников. Платформа поддерживает взаимодействие вузовских наставников с внутришкольными наставниками образовательных организаций. Это открывает возможности для развития современных наставнических практик, формирует институт наставничества в целом.

«Таким образом, на сегодняшний день внешние организации наставничества имеют возможность снять нагрузку с внутришкольных наставников», — подчеркивают эксперты МГПУ, приводя в пример платформу MENTOR.MGPU.RU как одну из площадок для внешкольного наставничества. Подобные решения помогут молодым педагогам справиться с вызовами профессии, а учителям со стажем — поделиться опытом и стать частью сообщества наставников.

О трендах, рисках и перспективах системы наставничества можно подробнее узнать в книге «Как организовать наставничество в школе?».

Автор текста: Татьяна Сандакова