
Как организовать наставничество в школе
Идеи по совершенствованию системы наставничества в школе от исследователей МГПУ
Белолуцкая А. К., Головина А. В., Гурин Г. Г., Жабина Н. Г., Криштофик И. С., Щербакова Т. В., Деянов М. А.
В большинстве московских школ организована и действует практика наставничества, что подтверждают данные исследования ученых МГПУ. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что участвуют в официальных программах наставничества лишь 24 % педагогов.
В материале разберемся, почему так происходит, а также расскажем о современной платформе, которая поможет усовершенствовать систему наставничества, поддержать молодых педагогов и сплотить сообщество наставников.
Наставничество в московских школах: что говорят данные
Ученые Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, с целью изучить особенности существующей в Москве системы наставничества.
В исследовании приняли участие 528 молодых учителей и 903 опытных педагогических работника. Большинство опрошенных отметили, что в их школах есть практика наставничества, но она довольно фрагментарна и редко представляет собой структурированную программу поддержки молодых специалистов. Закрепление пар «наставник — наставляемый» есть в 59 % школ, в остальных же случаях молодые учителя получают помощь в формате спонтанных консультаций. Такая поддержка часто выходит за рамки педагогических задач и затрагивает вопросы коммуникации и управления. Основные из них:
- взаимодействие с родителями;
- управление классом и поддержание мотивации;
- работа с семьями группы риска.
«В столичной системе образования наставничество как институт окончательно не сложилось, и молодые педагоги получают обратную связь о своей работе или консультации по проблемным вопросам нерегулярно. <…> Возможно, подобное положение дел связано с тем, что подавляющее большинство опытных педагогов московских школ не проходили какого-либо обучения, связанного с наставнической деятельностью, и консультируют менее опытных коллег так, как считают правильным».
Эксперты выделяют ряд ограничений, которые являются серьезным препятствием для развития системы внутришкольного наставничества:
- недостаток у опытных педагогов компетенций, необходимых для реализации наставничества;
- нерегулярный характер общения с молодыми специалистами;
- отсутствие оплаты работы наставников;
- необходимость выделять личное время на наставническую деятельность.
Один из возможных вариантов решения проблемы — развитие внешних форм наставничества в рамках городских и вузовских программ профессионального сопровождения.
Платформа MENTOR.MGPU.RU как эффективный механизм поддержки молодых педагогов
Данные исследования говорят, что около половины респондентов не знают ни о каких практиках внешкольного наставничества. Тем не менее, подчеркивают ученые, запрос на организацию внешнего наставничества довольно высок — особенно среди молодых педагогов Москвы. Ответом на потребности учителей стала платформа MENTOR.MGPU.RU.
«Платформа MENTOR.MGPU.RU позволяет опытным профессиональным педагогам объединиться в сообщество наставников, а молодым педагогам получить консультацию по следующим направлениям: “Наставничество в решении профессиональных проблем” и “Карьерная консультация”. Задача платформы — индивидуальное дистанционное консультирование по запросу педагога».
Исследователи проанализировали запросы учителей и сформулировали принципы, которые легли в основу платформы:
- Гибкость и доступность. Платформа позволяет молодым педагогам получать консультации вузовских наставников в дистанционном формате без каких-либо условий и привязки ко времени. Это особенно важно для вопросов, требующих срочного решения.
- Разнообразие направлений поддержки. Например, в блоке «Разобрать рабочую проблему» пользователю доступно более 10 направлений консультирования: от методики преподавания предмета до селф-менеджмента. А в блоке «Построение профессиональной карьеры» педагог может получить консультацию по трем карьерным трекам: административный рост, методическая карьера, построение личного бренда.
- Допустимая анонимность. Педагог может получить совет от внешнего эксперта, не опасаясь подорвать репутацию перед работодателем.
- Кейсы как часть базы знаний. Все решения и подходы для аналогичных проблем собираются в одном месте, чтобы другие пользователи могли быстро найти ответы на свои вопросы или вдохновиться опытом коллег.
- Взаимодействие наставников. Платформа поддерживает взаимодействие вузовских наставников с внутришкольными наставниками образовательных организаций. Это запускает процесс развития современных моделей наставничества, формирует институт наставничества в образовании.
«Таким образом, на сегодняшний день внешние организации наставничества имеют возможность снять нагрузку с внутришкольных наставников», — подчеркивают эксперты МГПУ, приводя в пример платформу MENTOR.MGPU.RU как одну из эффективных форм внешкольного наставничества. Подобные решения помогут молодым педагогам справиться с вызовами профессии, а учителям со стажем — поделиться опытом и стать частью сообщества наставников.
О трендах, рисках и перспективах системы наставничества можно подробнее узнать в книге «Как организовать наставничество в школе?».
Автор текста: Татьяна Сандакова