Top.Mail.Ru
Просветительский портал PRIZMA (МГПУ)

Как организовать наставничество в школе

Идеи по совершенствованию системы наставничества в школе от исследователей МГПУ

Белолуцкая А. К., Головина А. В., Гурин Г. Г., Жабина Н. Г., Криштофик И. С., Щербакова Т. В., Деянов М. А.

В большинстве московских школ организована и действует практика наставничества, что подтверждают данные исследования ученых МГПУ. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что участвуют в официальных программах наставничества лишь 24 % педагогов.

В материале разберемся, почему так происходит, а также расскажем о современной платформе, которая поможет усовершенствовать систему наставничества, поддержать молодых педагогов и сплотить сообщество наставников.

Наставничество в московских школах: что говорят данные

Ученые Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, с целью изучить особенности существующей в Москве системы наставничества.

В исследовании приняли участие 528 молодых учителей и 903 опытных педагогических работника. Большинство опрошенных отметили, что в их школах есть практика наставничества, но она довольно фрагментарна и редко представляет собой структурированную программу поддержки молодых специалистов. Закрепление пар «наставник — наставляемый» есть в 59 % школ, в остальных же случаях молодые учителя получают помощь в формате спонтанных консультаций. Такая поддержка часто выходит за рамки педагогических задач и затрагивает вопросы коммуникации и управления. Основные из них:

«В столичной системе образования наставничество как институт окончательно не сложилось, и молодые педагоги получают обратную связь о своей работе или консультации по проблемным вопросам нерегулярно. <…> Возможно, подобное положение дел связано с тем, что подавляющее большинство опытных педагогов московских школ не проходили какого-либо обучения, связанного с наставнической деятельностью, и консультируют менее опытных коллег так, как считают правильным».

Эксперты выделяют ряд ограничений, которые являются серьезным препятствием для развития системы внутришкольного наставничества:

  • недостаток у опытных педагогов компетенций, необходимых для реализации наставничества;
  • нерегулярный характер общения с молодыми специалистами;
  • отсутствие оплаты работы наставников;
  • необходимость выделять личное время на наставническую деятельность.

Один из возможных вариантов решения проблемы — развитие внешних форм наставничества в рамках городских и вузовских программ профессионального сопровождения.

Платформа MENTOR.MGPU.RU как эффективный механизм поддержки молодых педагогов

Данные исследования говорят, что около половины респондентов не знают ни о каких практиках внешкольного наставничества. Тем не менее, подчеркивают ученые, запрос на организацию внешнего наставничества довольно высок — особенно среди молодых педагогов Москвы. Ответом на потребности учителей стала платформа MENTOR.MGPU.RU.

«Платформа MENTOR.MGPU.RU позволяет опытным профессиональным педагогам объединиться в сообщество наставников, а молодым педагогам получить консультацию по следующим направлениям: “Наставничество в решении профессиональных проблем” и “Карьерная консультация”. Задача платформы — индивидуальное дистанционное консультирование по запросу педагога».

Исследователи проанализировали запросы учителей и сформулировали принципы, которые легли в основу платформы:

  1. Гибкость и доступность. Платформа позволяет молодым педагогам получать консультации вузовских наставников в дистанционном формате без каких-либо условий и привязки ко времени. Это особенно важно для вопросов, требующих срочного решения.
  2. Разнообразие направлений поддержки. Например, в блоке «Разобрать рабочую проблему» пользователю доступно более 10 направлений консультирования: от методики преподавания предмета до селф-менеджмента. А в блоке «Построение профессиональной карьеры» педагог может получить консультацию по трем карьерным трекам: административный рост, методическая карьера, построение личного бренда.
  3. Допустимая анонимность. Педагог может получить совет от внешнего эксперта, не опасаясь подорвать репутацию перед работодателем.
  4. Кейсы как часть базы знаний. Все решения и подходы для аналогичных проблем собираются в одном месте, чтобы другие пользователи могли быстро найти ответы на свои вопросы или вдохновиться опытом коллег.
  5. Взаимодействие наставников. Платформа поддерживает взаимодействие вузовских наставников с внутришкольными наставниками образовательных организаций. Это запускает процесс развития современных моделей наставничества, формирует институт наставничества в образовании.

«Таким образом, на сегодняшний день внешние организации наставничества имеют возможность снять нагрузку с внутришкольных наставников», — подчеркивают эксперты МГПУ, приводя в пример платформу MENTOR.MGPU.RU как одну из эффективных форм внешкольного наставничества. Подобные решения помогут молодым педагогам справиться с вызовами профессии, а учителям со стажем — поделиться опытом и стать частью сообщества наставников.

О трендах, рисках и перспективах системы наставничества можно подробнее узнать в книге «Как организовать наставничество в школе?».

Автор текста: Татьяна Сандакова