Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Развивающая среда: как обустройство детской влияет на развитие ребенка

Учимся создавать детское развивающее пространство дома

Многие родители уверены, что раннее развитие ребенка — залог своевременного раскрытия способностей и талантов, его успешности в будущем и высокой самооценки. На этом весьма ловко спекулируют различные детские развивающие центры. «Авторские методики», «уникальные программы развития», — кричит реклама на листовках и баннерах. И вот уже мамы и папы подмышку с ребенком мчатся в погоню за детским развитием, чтобы сделать досуг своего чада максимально интересным, насыщенным и развивающим.

В тоже время психологи утверждают, что тратить огромные суммы и физически истощаться в поисках лучшего для своего ребенка абсолютно не обязательно. Что все, что необходимо для гармоничного развития, уже есть у вас дома. Что грамотно обустроенная домашняя среда даст вашему ребенку гораздо больше, чем любой развивающий центр.

Даже самые увлеченные родители не могут (да и не должны) быть постоянными «аниматорами» для своих детей. В долгосрочной перспективе мы хотим, чтобы ребенок рос самостоятельным, инициативным, критически мыслил. Умел планировать, разумно рисковать, справляться с трудностями и придумывать новое. Предпосылки для этих качеств могут формироваться как раз в дошкольном периоде.

Univerсity: Города и Университеты, выпуск 4
«Как создать развивающую среду дома?»
ссылка

Давайте попробуем вместе разобраться, как обустроить домашнее пространство так, чтобы оно действительно работало на развитие ребенка. Специалисты выделяют 3 основных принципа организации развивающей среды:

  • Место;
  • Время;
  • Отношения с теми, кто рядом.

Поговорим подробнее о каждом из них.

Место

Для создания развивающей среды дома не нужно много места — на помощь приходит зонирование. Оно позволит ребенку понять, где можно найти нужные предметы для той или иной активности.

  • Малыш любит лепить и рисовать? Отведите для творчества отдельное место.
  • Увлекается конструированием? Подумайте, где удобнее всего ему будет сооружать свои постройки.
  • У вас растет книголюб? Поставьте книги на отрытую полку, чтобы он мог самостоятельно выбрать интересную книгу.

Обратите внимание на те материалы, которые предлагаются ребенку для самостоятельной деятельности. Ведь если при взаимодействии с ними возникает ситуация запрета или ограничений («не разбрасывай по всей комнате», «аккуратнее, сломаешь», «рисуй только здесь»), то у юного исследователя попросту пропадает желание использовать то, что вызывает явное негодование со стороны родителя.

Где же хранить игрушки и материалы для творчества? Даже в дошкольном возрасте у детей разные возможности по взаимодействию с теми или иными предметами. К примеру, в 4 года ребенок уже в состоянии сам открыть коробку с конструктором или пазлом, знает где она лежит, а значит, ему не требуется помощь взрослого, чтобы заняться любимым делом. Но если вашему малышу всего 1 или 2 года, то сразу возникают сложности, даже если все предметы будут лежать в удобных прозрачных контейнерах. Поэтому в создании развивающей среды и мотивации ребенка на игру помогут открытые полки, предметы, расположенные на уровне его глаз, и свободный доступ к материалам.

Фото: Кондратьева Наталия

Определите условные активные зоны времяпрепровождения и спокойного отдыха. Кстати, последним не стоит пренебрегать! Уголок, где малыш может побыть один, необходимо «закрепить» за ребенком и не занимать без его разрешения. Это может быть небольшой вигвам или закуток за диваном, куда заботливые взрослые положат подушку или поставят стульчик. В этом месте ребенок сможет отдохнуть и немного побыть наедине с самим собой.

Игрушек и материалов для творчества не обязательно должно быть много, но они должны быть разнообразными. Не стоит перегружать пространство, но важно дать выбор. Здесь стоит обратить внимание на полифункциональные материалы, которые пробуждают фантазию и побуждают к творчеству: кусочки разноцветной и разнофактурной материи, коробки, пуговицы, веревки.

Время

Согласитесь, времени на игру у ребенка дошкольного возраста гораздо больше чем, к примеру, у школьника. Но, если посмотреть внимательнее, какое количество фактического времени занимает в день свободная игра? Достаточно ли этого времени ребенку, чтобы успеть воплотить свой замысел: отправиться на поиски сокровищ или сразиться с драконом, соорудить крепость из подушек или испечь пирог в воображаемой духовке?

Если сокровища так и остаются не найденными из-за необходимости идти чистить зубы и ложиться спать, то обратите внимание на распорядок дня ребенка и подумайте, как оптимизировать его так, чтобы у него было больше времени для свободной игры. И если вы все продумали, и время на воплощение фантазий осталось достаточно, но игра все-таки требует продолжения или завершения, дайте ему эту возможность. Ребенок строит дом из кубиков и не успевает возвести стены? Не стоит заставлять его убирать конструктор в ящик перед сном — позвольте оставить конструкцию для продолжения игры на следующий день.

Развивающее пространство, какое оно?

Отношения с теми, кто рядом

Последний по счету, но не последний по значимости критерий в создании развивающей среды — отношения с близкими и любящими взрослыми. Ведь участие родителей в жизни ребенка — одна из составляющих гармоничного развития в период взросления. Задумайтесь, как часто вы разговариваете с сыном или дочерью (даже если они еще не могут ответить), читаете вместе книжки, проявляете искреннюю вовлеченность.  Совместная игра, поддержка детских идей и выборов, обучение новому и соучастие в значимых делах — все это важные части пазла, из которых складываются теплые и доверительные отношения с ребенком.

Вместо итога

Даже в самом лучшем, самом оснащенном и самом современном развивающем центре ребенок не получит того, что ему могут дать любящие мама и папа дома. Уделив немного времени правильной организации домашней среды, родители сделают своему чаду неоценимый подарок, который поможет ребенку расти самостоятельным и инициативным, научит его принимать решения и не бояться трудностей, сформирует здоровую и цельную личность.

Свобода творчества и самовыражения, уважение личности и создание условий для познания мира, искренняя родительская вовлеченность — все то важное, что действительно необходимо для развития ребенка. 

Еще больше узнать о том, как создать дома развивающую среду для ребенка, можно, посмотрев видеоролик Ирины Воробьёвой. В нем эксперт по оценке качества образовательных пространств с международной сертификацией и ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ подробно расскажет о всех секретах среды, работающей на гармоничное развитие вашего малыша.

Спикер – Ирина Воробьева, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Авторы текста: Наталия Кондратьева, Татьяна Сандакова
В публикации использованы графические и иллюстративные материалы с сайта Freepik.com