Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

«Если друг оказался…»: памятка для подростков, которые хотят помочь, но боятся навредить

Как разговаривать с другом, если он переживает сложный период, на что обратить внимание и когда нужно звать взрослых: честные ответы на сложные вопросы

Овчаренко Л. Ю.

«Он начал писать какие-то странные сообщения… говорит, что устал жить. Я боюсь, что с ним что-то случится. Не знаю, что делать», — такие признания могут услышать школьные психологи или родители. Их произносят подростки — растерянные и впервые оказавшиеся рядом с чужой болью.

Чаще всего именно они первыми замечают перемены: когда друг без видимых причин перестает выходить на связь, когда становится резким, замкнутым или, наоборот, — тревожно веселым, когда начинает говорить о смерти и бессмысленности. В таких ситуациях подростки остаются один на один с тревожным ощущением и не знают, как правильно отреагировать:

  • поддержать или отстать?
  • говорить взрослым — или это предательство?
  • где проходит грань между помощью и опасностью для себя?

На эти непростые вопросы отвечает памятка МГПУ «Если друг оказался…» — короткое, честное и очень нужное пособие, которое говорит с подростком на равных: без назидания, без давления, с уважением и чуткостью.

Сигналы, слова, действия: памятка как навигатор в трудной ситуации

В памятке представлены наиболее частые ситуации, с которыми подростки сталкиваются в процессе взросления:

  • Конфликты с друзьями. Когда отношения портятся, и ты не понимаешь, что пошло не так — памятка подскажет, как начать разговор, без обвинений и упрека.
  • Безответная любовь. Что сказать, если друг страдает из-за чувств, которые не взаимны? Как не обесценить его эмоции и не давать ложных надежд?
  • Буллинг. Один из самых тяжелых и замалчиваемых опытов — быть отвергнутым коллективом. Памятка подскажет, как не остаться в стороне, если друг стал жертвой насмешек, угроз или игнорирования.
  • Непонимание со стороны взрослых. Когда родители или учителя не слышат — как помочь другу почувствовать, что он не один, и как поддержать его в поиске доверенного взрослого?
  • Гнев, вспышки раздражения, агрессия. Как понять, что за агрессией стоит боль, и как не оттолкнуть друга, который срывается?

Памятка составлена так, чтобы не накладывать на подростка лишнюю ответственность: он остается другом, а не становится психологом или спасателем. Четкий и понятный алгоритм дает понимание, что именно можно сделать, чтобы не пройти мимо чужой боли: сначала — обратить внимание, потом — мягко уточнить, при необходимости обратиться к взрослым.

Создано для подростков — важно для всех

О том, как возникла идея создания памятки, рассказала ее автор — Лариса Овчаренко, начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцент Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, кандидат психологических наук.

«Идея пособия возникла из общения с подростками. Современная молодежь очень интересуется психологическими знаниями и саморазвитием. Ребята сталкиваются с самыми разными ситуациями в своем опыте. Проживая разные жизненные события, подростки приобретают новые компетенции, важные для их жизни. Сильные эмоции то, с чем подростки живут здесь и сейчас. Нам показалось важным сделать для ребят подсказки, как поддержать друзей и одноклассников в сложной жизненной ситуации. Значимый другой поделится жизненным опытом и создаст важные психологические опоры, но сообщество сверстников для подростков является бесконечно важным психологическим пространством. Поэтому данный инструмент адресован прежде всего самим подросткам, как оказать психологическую поддержку, когда сложно, как обратиться за помощью и, конечно, признать ценность любых эмоциональных состояний».

Памятка будет полезна не только подросткам, но и педагогам, школьным психологам, родителям, чьи дети столкнулись со сложными жизненными ситуациями. Хотя подростки нередко первыми замечают чужую боль, именно педагоги и родители могут предложить им инструменты поддержки и объяснить главное: когда важно обратиться за помощью к взрослым, а когда — просто быть внимательными к тем, кто рядом.

Памятка «Если друг оказался…» — готовый инструмент для профилактической работы, который можно использовать:

  • на классных часах и групповых занятиях;
  • на родительских собраниях;
  • в школьных чатах и рассылках;
  • на информационных стендах.

Пусть эта памятка попадет в школу. В класс. В родительский чат. Потому что когда подросток знает, как помочь другу в трудной ситуации, он больше не чувствует себя беспомощным. На смену молчанию приходит диалог. Вместо отстраненности — внимание и участие. А значит — появляется шанс, что чья-то боль не останется незамеченной, а помощь придет вовремя.

Автор текста: Татьяна Сандакова