Система наставничества: эффективные методы поддержки студентов
Как система наставничества помогает студентам добиваться выдающихся академических результатов
«Я еще недостаточно компетентен», «Мне не хватает профессионального опыта», «Конкурсы проводятся для талантливых студентов, к которым я не отношусь» — подобные реплики можно слышать от студентов во время их подготовки к профессиональным конкурсам. Нередко они чувствуют неуверенность, испытывают страх перед неизвестным, боятся брать на себя ответственность и не оправдать ожидания родителей, сверстников и преподавателей. Кто и как может оказать поддержку в данной ситуации? Рассказываем в статье.
В этом году Институт иностранных языков (ИИЯ) МГПУ запустил программу конкурсного наставничества для подготовки студентов к крупным профессиональным соревнованиям, таким как Чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы» и Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал». Особое внимание уделялось работе с Олимпийской сборной института: наставники оказывали студентам методическую поддержку и координировали их на всех этапах Олимпиады «Я — профессионал». Еще до окончания соревнований в институте были установлены образовательные рекорды:
- самое большое число студентов, прошедших в финал Олимпиады по направлению «Классный руководитель»;
- один из самых высоких показателей в университете по модельному занятию по направлению «Педагогическое образование (основное)» — 85 баллов.
Многие финалисты отметили роль наставников в их успехе. Они помогли студентам поверить в собственные силы, определить точки роста и найти возможные пути дальнейшего развития.
Портрет наставника глазами студента
Компетентность, исполнительность, ответственность, терпеливость, уверенность, умение мотивировать и найти индивидуальный подход — вот те качества, которые, по мнению студентов, характеризуют современного наставника. Ребята особенно отметили значимость моральной поддержки со стороны наставника:
По мнению опрошенных, стремление преподавателя установить эмоциональный контакт со студентами значительно увеличивает их продуктивность и снижает тревожность.
Рефлексия: что говорят студенты и педагоги об опыте наставничества
Студенты и преподаватели проанализировали свой опыт взаимодействия, чтобы сделать программу наставничества более эффективной. Студенты выделили следующие преимущества системы:
- опыт, которым делятся наставники, позволяет выработать наиболее эффективные стратегии подготовки к конкурсным заданиям;
- помощь наставников в поиске необходимых источников подготовки и структуризации найденной информации позволяет сохранить время;
- моральная поддержка со стороны педагогов мотивирует и снижает страх.
Наставники же указали на ряд трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в своей работе, к примеру, — многоаспектный характер деятельности. Вот что говорят сами педагоги:
Заметим, что препятствием является не только многообразие ролей наставников, но и индивидуальные характеристики наставляемых:
Преподаватели отмечают, что одна из основных сложностей заключается в том, чтобы учитывать особенности каждого студента. Однако, справившись с этим «педагогическим препятствием», наставники кратно увеличивают возможности для продуктивного взаимодействия и творческой самореализации.
Эффективные средства подготовки: ключ к успеху
Педагоги-наставники часто задаются вопросом о том, какие методы обучения наиболее эффективны для подготовки студентов к профессиональным конкурсам. Сотрудники института иностранных языков — Евгения Малкина и Екатерина Савкина — выделили некоторые из них:
- Индивидуальные консультации для построения траектории подготовки студента к конкурсному состязанию;
- Моделирование конкурсных заданий совместно с участниками и организация рефлексивных сессий по проделанной работе, чтобы выявить сильные стороны и обозначить векторы развития;
- Организация встреч с участниками предыдущих сезонов олимпиад и чемпионатов, чтобы конкурсанты могли познакомиться с конкретными стратегиями подготовки;
- Совместный поиск источников подготовки к конкурсным испытаниям, чтобы определить наиболее информативные и полезные с точки зрения потенциала их использования для решения заданий.
Наставничество: векторы развития
Система наставничества может быть полезна не только в контексте подготовки к соревнованиям, но и во всех других сферах студенческой жизни. Так, сами студенты отмечают высокий потенциал наставничества в волонтерстве:
В роли наставников в этом случае могут выступать не только члены профессорско-преподавательского состава, но и студенты старших курсов. Особенно значимым такое наставничество может быть для адаптации первокурсников:
Говоря о перспективах наставничества, важно обратить внимание на растущий интерес к модели реверсивного наставничества, где у студентов появляется возможность поделиться наиболее ценными знаниями и опытом, в том числе в области цифровых технологий:
Студенты и педагоги сходятся во мнении, что наставничество — крайне продуктивная форма взаимодействия: обмен опытом дает стимул для развития как наставников, так и наставляемых. Тиражирование такой практики на другие институты и университеты откроет новые возможности для профессионального совершенствования студентов, даст старт новому витку в развитии системы образования.
Автор: Алексей Богданов, эксперт образовательных конкурсов, многократный победитель и призёр международных и федеральных чемпионатов в области профессионального мастерства, специалист ДООП ИИЯ МГПУ
Редактор: Татьяна Сандакова
Обложка: МГПУ