Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Система наставничества: эффективные методы поддержки студентов

Как система наставничества помогает студентам добиваться выдающихся академических результатов

«Я еще недостаточно компетентен», «Мне не хватает профессионального опыта», «Конкурсы проводятся для талантливых студентов, к которым я не отношусь» — подобные реплики можно слышать от студентов во время их подготовки к профессиональным конкурсам. Нередко они чувствуют неуверенность, испытывают страх перед неизвестным, боятся брать на себя ответственность и не оправдать ожидания родителей, сверстников и преподавателей. Кто и как может оказать поддержку в данной ситуации? Рассказываем в статье.

В этом году Институт иностранных языков (ИИЯ) МГПУ запустил программу конкурсного наставничества для подготовки студентов к крупным профессиональным соревнованиям, таким как Чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы» и Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал». Особое внимание уделялось работе с Олимпийской сборной института: наставники оказывали студентам методическую поддержку и координировали их на всех этапах Олимпиады «Я — профессионал». Еще до окончания соревнований в институте были установлены образовательные рекорды:

  • самое большое число студентов, прошедших в финал Олимпиады по направлению «Классный руководитель»;
  • один из самых высоких показателей в университете по модельному занятию по направлению «Педагогическое образование (основное)» — 85 баллов.

 Многие финалисты отметили роль наставников в их успехе. Они помогли студентам поверить в собственные силы, определить точки роста и найти возможные пути дальнейшего развития.

Портрет наставника глазами студента

Компетентность, исполнительность, ответственность, терпеливость, уверенность, умение мотивировать и найти индивидуальный подход вот те качества, которые, по мнению студентов, характеризуют современного наставника. Ребята особенно отметили значимость моральной поддержки со стороны наставника:

«Во время участия в конкурсах, как я знаю из своего опыта, сильно повышается уровень стресса, что может приводить к унынию, сомнениям в собственных знаниях и умениях у студентов. А потому наставник может здесь выступить как надежная опора».

Остапенко Александра,
студентка 2 курса

По мнению опрошенных, стремление преподавателя установить эмоциональный контакт со студентами значительно увеличивает их продуктивность и снижает тревожность.

Рефлексия: что говорят студенты и педагоги об опыте наставничества

Студенты и преподаватели проанализировали свой опыт взаимодействия, чтобы сделать программу наставничества более эффективной. Студенты выделили следующие преимущества системы:

  • опыт, которым делятся наставники, позволяет выработать наиболее эффективные стратегии подготовки к конкурсным заданиям;
  • помощь наставников в поиске необходимых источников подготовки и структуризации найденной информации позволяет сохранить время;
  • моральная поддержка со стороны педагогов мотивирует и снижает страх.

Наставники же указали на ряд трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в своей работе, к примеру, — многоаспектный характер деятельности. Вот что говорят сами педагоги:

«Сложность заключается во множестве ролей, которые наставник выполняет для своего подопечного: учитель, тренер, психолог, мотиватор, адвокат и прочие. Это требует большого ресурса».

Катерина Савкина,
старший преподаватель ИИЯ МГПУ

Заметим, что препятствием является не только многообразие ролей наставников, но и индивидуальные характеристики наставляемых:

«Продуктивный и творческий тандем наставника и студентов всегда завязан на широком спектре различий его участников: культурных, социальных, академических. Это особенно актуализирует значимость адаптивной компетенции у наставника как локомотива классической модели наставничества».

Евгения Малкина,
старший преподаватель ИИЯ МГПУ

Преподаватели отмечают, что одна из основных сложностей заключается в том, чтобы учитывать особенности каждого студента. Однако, справившись с этим «педагогическим препятствием», наставники кратно увеличивают возможности для продуктивного взаимодействия и творческой самореализации.

Эффективные средства подготовки: ключ к успеху

Педагоги-наставники часто задаются вопросом о том, какие методы обучения наиболее эффективны для подготовки студентов к профессиональным конкурсам. Сотрудники института иностранных языков — Евгения Малкина и Екатерина Савкина — выделили некоторые из них:

  • Индивидуальные консультации для построения траектории подготовки студента к конкурсному состязанию;
  • Моделирование конкурсных заданий совместно с участниками и организация рефлексивных сессий по проделанной работе, чтобы выявить сильные стороны и обозначить векторы развития;
  • Организация встреч с участниками предыдущих сезонов олимпиад и чемпионатов, чтобы конкурсанты могли познакомиться с конкретными стратегиями подготовки;
  • Совместный поиск источников подготовки к конкурсным испытаниям, чтобы определить наиболее информативные и полезные с точки зрения потенциала их использования для решения заданий.

Наставничество: векторы развития

Система наставничества может быть полезна не только в контексте подготовки к соревнованиям, но и во всех других сферах студенческой жизни. Так, сами студенты отмечают высокий потенциал наставничества в волонтерстве:

«Я вижу необходимость наставников в волонтерской сфере, поскольку это возможность для студентов старших курсов передать опыт и рассказать о тонкостях волонтерской деятельности, помощь при адаптации к новым условиям, а также поддержка на ранних этапах развития в этой области».

Сотова Аделина,
студентка 1 курса

В роли наставников в этом случае могут выступать не только члены профессорско-преподавательского состава, но и студенты старших курсов. Особенно значимым такое наставничество может быть для адаптации первокурсников:

«Наиболее перспективным развитием наставничества, мне кажется, может стать взаимодействие студентов старших курсов с первокурсниками, которые будут помогать новичкам влиться в учебный процесс».

Екатерина Савкина,
старший преподаватель ИИЯ МГПУ

«Я думаю, что было бы полезно развивать систему наставничества для первокурсников. На данный момент к нескольким группам на первом курсе привязан один куратор, но мне кажется, что было бы куда эффективнее и полезнее закрепить наставника, куратора за каждым студентом или за малыми группами (например, на каждые пять человек). Я помню, как потерянно чувствовала себя в первые месяцы студенчества, потому что многое было непонятно, порой было банально одиноко среди такого большого количества новых незнакомых лиц».

Александра Остапенко,
студентка 2 курса

Говоря о перспективах наставничества, важно обратить внимание на растущий интерес к модели реверсивного наставничества, где у студентов появляется возможность поделиться наиболее ценными знаниями и опытом, в том числе в области цифровых технологий:

«В рамках педагогического дискурса особую ценность представляют цифровые компетенции, а современные студенты гораздо охотнее и быстрее знакомятся с новыми онлайн-инструментами и ресурсами, которые можно переосмыслить с позиции образовательного потенциала».

Евгения Малкина,
старший преподаватель ИИЯ МГПУ

Студенты и педагоги сходятся во мнении, что наставничество — крайне продуктивная форма взаимодействия: обмен опытом дает стимул для развития как наставников, так и наставляемых. Тиражирование такой практики на другие институты и университеты откроет новые возможности для профессионального совершенствования студентов, даст старт новому витку в развитии системы образования.

Автор: Алексей Богданов, эксперт образовательных конкурсов, многократный победитель и призёр международных и федеральных чемпионатов в области профессионального мастерства, специалист ДООП ИИЯ МГПУ
Редактор: Татьяна Сандакова
Обложка: МГПУ