
Портрет начинающего педагога как ключ к пониманию молодых специалистов
С чем сталкиваются молодые педагоги на старте карьеры: что помогает и что мешает профессиональному росту
Белолуцкая А. К., Жабина Н. Г., Гурин Г. Г., Головина А. В., Гринько И. А., Криштофик И. С., Мкртчян В. А., Щербакова Т. В.
Сегодня в московские школы приходят молодые педагоги, которые полны энергии, мотивации и готовности к профессиональному росту. Однако уже в первые месяцы они сталкиваются с серьезными вызовами: высокой нагрузкой, сложностями в управлении классом, неопределенностью карьерных траекторий. Это нередко приводит к эмоциональному выгоранию и даже уходу из профессии в первые годы работы.
Парадокс в том, что у начинающих учителей есть и высокий потенциал, и широкие возможности для развития — но без системной поддержки на старте карьеры запал и ресурс быстро иссякают. Чтобы такая поддержка была действительно эффективной, важно учитывать реальные дефициты и потребности молодых специалистов и создавать условия для их закрепления в профессии и раскрытия потенциала. Именно эти вопросы легли в основу нового исследования, которое провели ученые Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.
Как составляли профессиональный портрет педагога
Ученые МГПУ провели исследование, чтобы описать психологические характеристики, ключевые компетенции, источники мотивации и профессиональные дефициты молодых учителей — то есть все факторы, которые влияют на их адаптацию и дальнейший карьерный путь. При составлении портрета ученые опирались на материалы исследований, которые были проведены в 2021–2023 годах, среди них:
- статистический анализ информации, предоставленной ГАУ «Центр цифровизации образования»;
- исследование психологических особенностей начинающих педагогов;
- выявление особенностей их развития карьеры и профессиональных траекторий;
- исследование профессиональных дефицитов и компетенций;
Такой подход позволил объединить количественные и качественные данные, чтобы не просто описать типичный портрет молодого учителя, но и понять, какие факторы влияют на его адаптацию, мотивацию и успех в профессии.
Портрет в деталях: ключевые особенности начинающих педагогов
Итоги исследования складываются в непростой, но очень показательный образ молодого учителя. Ниже — ключевые наблюдения ученых.
Высокая мотивация, но быстрый спад сил. Типичный «новичок» — женщина 22–23 лет с дипломом педвуза и стажем менее года, ведущая в среднем 26 уроков в неделю. 42 % опрошенных начинающих педагогов шли в профессию осознанно, 47 % считали ее лучшим выбором. Но уже к концу первого года почти половина фиксирует первые симптомы выгорания: усталость, раздражительность и снижение интереса к урокам.
Склонность к семейной организационной культуре. Молодые педагоги ценят атмосферу поддержки и избегают конкуренции, но это часто ведет к отсутствию инициативности и нежеланию брать на себя ответственность. Так, исследователи отмечают, что начинающие педагоги демонстрируют признаки психологической инфантильности — она проявляется в стремлении занять наиболее безопасную позицию, действовать привычно, заручиться поддержкой коллег, получить как можно больше внимания и заботы от руководителей, ни с кем не сталкиваться в обсуждении спорных вопросов.
Применение методов без понимания их принципов. Больше половины молодых учителей заявляют, что владеют такими образовательными технологиями, как развитие критического мышления, игропрактика, проблемное и дифференцированное обучение. Однако исследователи отмечают: эти технологии невозможно эффективно использовать без внедрения групповой работы, дискуссионных форматов и детского взаимодействия, — а ведь именно эти умения вызывают наибольшие затруднения у начинающих педагогов. «Это свидетельствует об ошибочном понимании сути данных технологий», — заключают эксперты.
Дефицит ключевых компетенций. 62 % молодых педагогов крайне редко проводят в классе полноценные дискуссии, которые позволяют ученикам обсуждать содержание предмета более 20 минут. Треть респондентов не считает важным организовывать взаимодействие учеников друг с другом и не видит его связи с мотивацией и дисциплиной. В вопросах планирования уроков преобладает заимствование: лишь 22 % разрабатывают рабочие программы самостоятельно, остальные используют шаблоны или материалы коллег.
«Все эти скрытые дефициты необходимо распознавать и учитывать школьной администрации в программах адаптации начинающих педагогов. Для педагогических вузов важно включить в профессиональную подготовку практические занятия по развитию функциональной грамотности, организации групповой работы, в том числе ученических дискуссий. Также необходимо знакомить будущих педагогов с технологиями развития критического мышления, проблемного и дифференцированного обучения».
Все факты и выводы — в дайджесте «Портрет начинающего педагога московской школы». Внутри вы найдете:
- полную картину психологических характеристик молодых педагогов, их карьерных устремлений и эмоционального состояния;
- статистику по востребованным темам повышения квалификации и оценку их влияния на практику;
- заключения наставников о сильных и слабых сторонах начинающих учителей.
Редактор: Татьяна Сандакова